Страница оптимизирована для IE4-5, 600х800

 

   
 

Международный независимый
эколого-политологический университет
(МНЭПУ)
***

Телекоммуникационный проект 
кафедры экологического образования и педагогики


 

Ресурсы
Форум

Сообщество

О проекте

 

 

 

Современные педагогические технологии высшей школы

Программа проблемного методологического семинара

АННОТАЦИЯ

Кафедра ЭОП и ФПП МНЭПУ с сентября 1991 года в рамках системы повышения квалификации ППС будут проводить постоянно действующий проблемный методологический семинар «Современные педагогические технологии» высшего образования.

Цель проведение семинара – обмен опытом, повышение квалификации, и выработка новых подходов к повышению качества учебного процесса, осуществляемого МНЭПУ с учетом его специфики.

Участники семинара  в конце учебного года смогут получить свидетельство о повышении квалификации в области педагогики высшей школы, вместе с коллегами обсудить целесообразность применения тех или иных технологий в учебном процессе МНЭПУ, поучаствовать в разработке и адаптации педтехнологий для МНЭПУ,  включиться в обсуждение актуальных проблем содержания и формы экологического образования. На семинаре особое значение будет уделено вопросам экологического образования и участию МНЭПУ в проекте открытого (дистантного) образования.

Семинар будет проходить в форме ежемесячных встреч (4-часа) и участия в форуме, созданном на сайте каф. ЭОП.

Расчетный объем учебной нагрузки – 120 часов.

ВВЕДЕНИЕ 

Значительное число педагогов-практиков воспринимают термин «образовательная технология», ассоциируя его преимущественно с применением технических средств обучения. Другая часто встречающаяся ошибка – термин «технология обучения» используют как более модную и современную замену термину «методика обучения».

Современная образовательная технология давно уже не вписывается в эти узкие рамки, и представляет собой принципиально новое явление.

Образовательная технология, в современном понимании – это выстроенная в определенной последовательности и оптимизированная система действий (операций) субъектов образовательного процесса, ориентированная на эффективное достижение образовательных целей.

·        Технология – это система, охватывающая все аспекты образовательного процесса: его цели, содержание, формы, методы и средства, результат. Все они генетически связаны, взаимозависимы и взаимообусловлены.

·        Технология предполагает четко выраженные шаги (технологические операции), каждый из которых представляет собой микромодель всего образовательного процесса, т.е. имеет свою цель, содержание и т.д. до результата.

·        Технология предполагает не только пооперационную разработку действий субъекта-1 (преподавателя), но и субъекта-2 (учащегося). В этом коренное отличие технологии обучения от методики, которая, по сути, есть один из компонентов технологии. 

·        Технология – это оптимизированная система. Иными словами, она разрабатывается таким образом, чтобы достичь требуемого результата с минимально возможными издержками (как финансовыми, так и интеллектуальными).

·        Исследование и разработка любой образовательной технологии начинается с  определения того, чего мы хотим от обучаемых. На основе этого формулируются цели, далее конструируется содержание, выстраивается последовательность действий субъектов, определяется образовательный (сочетание форм, методов и средств обучения) и контрольный инструментарий. 

Таким образом, как сама технология, так и процесс ее разработки представляет собой достаточно сложную комплексную процедуру, требующую немалых интеллектуальных усилий и инвестиций.

 

Все образовательные технологии можно (с достаточной долей условности) разделить на две группы:

1.      Технологии, основанные на традиционных средствах

2.      Технологии, основанные на использовании современных информационно-коммуникационных средств

Их можно также классифицировать на основании различения:

1.      выполняемых дидактических функций – заучивание материала, понимание, развитие когнитивной сферы обучаемых, формирование и развитие навыков, формирование моделей профессиональной деятельности.

2.      характера осваиваемого содержания – описания, символы, фреймы, модели, ситуации и т.д.

3.      характера учебной деятельности – репродуктивного, эвристического, творческого.

4.      характера обратной связи (контроля) – пооперационной,  цикловой, когнитивной.

5.      степени использования средств обучения – мономедийные, мультимедийные.

От высшей школы (ВШ) требуется готовить творческих, мыслящих, профессионально компетентных специалистов, владеющих способами решения профессиональных задач и т.д. Необходимо формировать у будущих специалистов способность пользоваться новой информацией,  «ставить ее на службу» своим профессиональным целям. Однако  разрыв между этой декларируемой  функцией ВШ и применяемыми технологиями представляется разительным.

Приведем примеры наиболее популярных и перспективных технологий из каждой группы.

 

ТЕХНОЛОГИИ, ОСНОВАННЫЕ НА ТРАДИЦИОННЫХ СРЕДСТВАХ

·        Догматическая  это изложение материала преподавателем с последующим запоминанием и  почти дословным воспроизведением ее учащимися. Увы, и сейчас, на рубеже веков, эта технология  имеет довольно широкое распространение, в том числе в российских вузах.

·        Объяснительно-иллюстративная (ОИТ). Ориентирует обучаемых на понимание материала, объяснение явлений и т.д. Характеризуется также достаточно широким применением средств визуализации. Я бы сказал, что в наших вузах господствует именно эта технология.

·        Эвристическая. Иначе – проблемное обучение. Ориентирована на развитие когнитивной сферы студента и научение решению структурированных проблем общего плана. Главный недостаток – большие затраты времени. Эффективна при изучении ряда предметов и/или тем. Не так уж и распространена (пик – 70-80 годы), в силу стремления преподавателей к минимизации собственных усилий (подбор учебных ситуаций, разработка алгоритмов решения и т.д.)

·        Тренинги. Предназначены для отработки серий стандартных алгоритмизированных навыков. Имеют достаточно узкую сферу применения.

·        Анализ конкретных ситуаций (АКС, case study). Ориентирована на выработку аналитических умений и навыков принятия решений в типовых профессиональных ситуациях. Родилась в Гарвардской школе бизнеса и до сих пор одна из самых популярных технологий в бизнес-образовании. Конкуренты Гарварда, правда, говорят, что студенты-гарвардцы, наученные на АКС, неспособны принимать решения в нестандартных ситуациях и в условиях динамичной среды бизнеса.

·        Игровая.  Моделирование и проигрывание профессиональных ситуаций. Эта технология имеет целью формирование оценочно-аналитических навыков, а также навыков поведения в различных, в том числе нестандартных ситуациях. У студента формируются как бы двухуровневые действия (инвариантная основа и вариативная оболочка). Инвариантная основа проявляется в типовых ситуациях,  вариативная часть «работает» в нестандартных и неструктурированных ситуациях.  Различают деловые, ролевые, организационно-деятельностные, аттестационные и др. игры.

 

ТЕХНОЛОГИИ, ОСНОВАННЫЕ НА ИСПОЛЬЗОВАНИИ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ СРЕДСТВ

·        Программированное обучение. Наиболее «древняя» из этой группы. Направлена на усвоение (запоминание) хорошо структурированных и логически выстроенных фреймов, сопровождающихся пошаговым контролем и подкреплением. В ее рамках создавались специальные программированные учебники, машины и целые классы, оснащенные автоматизированными рабочими местами преподавателя и учащихся.  Не оправдала надежд, поскольку человеческий мозг оказался не таким дискретно мыслящим и обрабатывающим информацию органом, как изначально предполагал Берт Скиннер (один из плеяды классиков бихевиоризма и отец программированного обучения). Сейчас в чистом виде практически не применяется.

·        Группа технологий, основанная на применении компьютеров. За рубежом используется термин Computer Based Technologies – CBT. Поскольку он короче и «технологичнее», будем использовать его. СВТ  предполагают, что ряд преподавательских функций берет на себя ПК: представление информации сообщающего, справочного и иллюстративного плана, динамическая визуализация содержания, представление упражнений и тестов, ведение учета и т.д. Разумеется, СВТ более эффективны в комбинациях с другими технологиями, особенно с АКС игровыми и  тренинговыми. Классический пример последнего – авто, авиа и др. тренажеры, где с помощью ПК максимально близко моделируется дорожная или иная ситуация.

·        Мультимедийные технологии. Технологии, основанные на комплексном применении  современных средств обучения. Задействуются и ПК, и различные видеопроекторы, особенно компьютерные оверхеды, аудиовизуальные средства и т.д. Короче, все в соответствии с «золотым правилом дидактики» Яна Амоса Коменского: «Чем больше органов чувств участвует в познании, тем более оно эффективно».

ДИСТАНТНОЕ ОБУЧЕНИЕ.

  • ДО - (дистантное, дистанционное, открытое, Internet-образование), можно назвать магистральным направлением развития образовательных технологий. В ДО меняются все компоненты образовательного процесса: и цели, и содержание, и методы, и, разумеется, средства. 

В целом же, говорить том, что они «новые» должны заменить «старые» технологии бесперспективно. Так или иначе, новые, базируются на старых и эффективны только в разумных сочетаниях. К новым в полном смысле слова технологиям можно отнести те, которые основаны на каких-то новых, и совсем уж нестандартных принципах усвоения материала. Ну, например, суггестопедия («внушение» знаний), «методика 25 кадра», гипнопедия (обучение во сне и/или под гипнозом) и подобное.

В заключении приведем таблицу, в которой, на основе мирового опыта представлено сочетание приведенных технологий с направлениями и видами подготовки специалистов. Речь идет о том, какая технология наиболее полно проявляет свой потенциал при подготовке тех или иных специалистов.

Технология

Направления и виды подготовки

ОИТ

Все направления на вводных этапах обучения. По сравнению с другими более эффективны, например, при подготовке философов, культурологов, экономистов-аналитиков, политологов, филологов (литературоведов) и тому подробные.

Эвристическая

Все направления. Для подготовки специалистов с ярко выраженной аналитической составляющей в профессиональной деятельности.

Тренинги

Подготовка компьютерщиков (пользователей),  переводчиков (частично), педагогов (частично), менеджеров (по продажам и т.п.), торговых консультантов, страховых агентов и подобное.

АКС

Бизнес-образование практически по всем специализациям. Подготовка юристов, особенно «фирменных» и «судебных».  Прикладные психологи. Педагоги. Отчасти – журналисты и экономисты (в таких сферах как финансы, бухучет, МЭО и т.д.)

Игры

Не просто менеджер, а функциональный руководитель, не просто юрист, а главный юристконсульт фирмы и т.д. В профессиях, где достаточно велика доля  нестандартности и непредсказуемости.  А также педагогов и переводчиков высокого класса.

Программированное

обучение

Только фрагментарно, для обеспечения быстрого запоминания относительно больших объемов хорошо структурированного учебного материала.

СВТ

Особенно эффективны (и усиливают эффект других) в сочетании с АКС, игровыми и тренингами. В частности – подготовка маркетологов, финансистов и бухгалтеров, журналистов, «естественных» специалистов (экологов). В сочетании с ОИТ – политологов и социологов.

Мультимедийные

Все направления, но в разных дозах и пропорциях.

Технология эффективна тогда, когда она реализуется от А до Я.  

ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

Тема занятия

форма

Время проведения

час.
ауд.

час. ДО

час. с.р.

1.

Тренинг работы в телекоммуникационном пространстве (на каф. инф. техн.)

тренинг

Сентябрь 01

4

6

4

2.

Философия образования и теоретические основы педагогических технологий (ПТ)

лекция

Октябрь 01

4

4

6

3.

Оценка применимости различных ПТ в учебном процессе МНЭПУ.

дискуссия

Ноябрь 01

4

4

4

4.

Проектирование и внедрение ПТ

семинар

Декабрь 01

4

4

4

5.

Игры и кейс-стади в учебном процессе МНЭПУ

лекция, семинар

Январь 02

4

4

4

6.

Методы визуализации при  проектировании ПТ

лекция, семинар

Февраль 02

4

4

4

7.

Проектирование мультимедийных учебников и учебных пособий

лекция, семинар

Март 02

4

4

4

8.

Основы организации открытого образования

лекция, семинар, дискуссия

Апрель 02

6

4

4

9.

Подготовка и защита выпускной работы

семинар

Май 02

8

4

6

 

ИТОГО

 

 

42

38

40

 

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

Проблемный методологический семинар будет проходить в форме периодических (раз в месяц) очных встреч, самостоятельного изучения материалов размещаемых на странице семинара (eop.narod.ru/met-ind.html), поиска материалов по заданной тематике в Internet, дистантного участия в Internet – форуме, организованном  на сайте кафедры.

По завершению цикла обучения предполагается выполнение и защита выпускной работы, представляющей собой проект разработки и внедрения педагогической технологии ориентированной на повышение эффективности преподавания в МНЭПУ той дисциплины, которую читает данный преподаватель.

ОЧНЫЕ ЗАНЯТИЯ будут совмещать в себе лекционные, семинарские, тренинговые и дискуссионные формы работы.

На лекциях продолжительностью  от 1 до 4 академических часов участники семинара будут знакомиться с основными направлениями развития ПТ. Для чтения лекций предполагается привлекать ведущих специалистов в этой области, как из числа сотрудников МНЭПУ, так и из сторонних организаций.

На семинарах продолжительностью  от 1 до 4 академических часов участники семинара будут обмениваться опытом, и приобретать практические навыки проектирования   

ПТ.

На тренингах участники семинара будут осваивать новые для них сферы деятельности. Например, научаться работать в телекоммуникационной среде.

Дискуссии будут посвящены проблемным  вопросам  ПТ.

ЗАНЯТИЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЕ С ПОМОЩЬЮ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ СРЕДСТВ, будут проводиться в формах:

Изучение материалов, размещенных на WEB-странице семинара. Периодически, организаторы семинара будут размещать необходимую информацию по ПТ. Эта информация будет включать конспекты будущих лекций, планы семинарских занятий и дискуссий. Выдержки из источников. Аннотированные ссылки на ресурсы Internet подобной тематике. Учебные задания. Работы участников семинара.

Internet-форум подразумевает постоянное включение участников в процесс обсуждения тематики семинара. По результатам обсуждения будет оцениваться телекоммуникационная активность участников, и формироваться  FAQ по ПТ. Предполагается, что для  участия в работе форума будут приглашаться коллеги из других вузов и кафедр. В частности, есть договоренность с каф. экспериментальной и прикладной педагогики МЭСИ.

Самостоятельная работа в Internet  будет заключаться в поиске ресурсов по актуальной тематике, публикации в сторонних форумах, налаживанию связей и контактов со всеми заинтересованными в данных проблемах, созданию собственных WEB-страниц. Кроме того, самостоятельная работа будет заключаться в разработке собственного проекта ПТ для своего курса применительно к МНЭПУ. Эта работа будет рассматривать, как выпускная

УЧАСТНИКИ СЕМИНАРА

Предполагается три возможных формы участия в семинаре.

  1. Наблюдатель – открыта для всех желающих. Наблюдатель может участвовать в обсуждении, изучать учебные материалы, работать в форуме. Однако он не включается в учебную группу, от него не требуется выполнение учебных заданий, и, следовательно, он не может рассчитывать на получение свидетельства.
  2. Слушатель – из числа ППС МНЭПУ. Слушатель обязан следовать академическому графику, выполнять все учебные задания, участвовать в форуме, присутствовать на очных занятиях, выполнить выпускную работу. По окончанию слушатель получает государственное свидетельство о повышении квалификации.
  3. Преподаватель – разрабатывает и проводит одно или более занятий.

Следует отметить, что поскольку семинар будет носить не только учебный, но и проблемно-постановочный характер возможно совмещение роли преподавателя и слушателя в одном лице. 

 

 
   


Hosted by uCoz