О кафедре ЭОП МНЭПУ
 

   

 

 

Международный независимый
эколого-политологический университет
(МНЭПУ)
***

Телекоммуникационный проект 
кафедры экологического образования и педагогики


 

Ресурсы
Методологический
семинар

Форум

Сообщество

О проекте

 

 

Кафедра экологического образования и педагогики ответственна за методическое и методологическое обеспечение экологического образования в широком смысле.

Кафедра осуществляет преподавание общеуниверситетских дисциплин  психолого-педагогического блока. Как психология, так и педагогика в качестве практики и науки становятся все более зна­чимыми факторами современной жизни. Это связано с объективными тенденциями развития цивилизации выражающимися в усилении роли общественных подсистем, ответственных за производство,  трансляцию, и работу со знаниями; восприятием качества образованности, как личной собственности и важнейшего элемента «человеческого капитала»; повышением требований к личной и профессиональной компетентности связанных с необходимостью обрабатывать лавинообразно возрастающий информационно-знаниваемый поток; угрозой глобального экологического коллапса, адекватно ответить на которую можно лишь средствами нравственной переориентации всех сфер человеческой жизни; рядом других  причин.

Психология присутствует в пов­сед­невности в различных формах и на различных уровнях. Ши­роко распространились сегодня курсы и тренинги, основанные на вы­сокоэффективных психологических технологиях и психотехниках. Ак­тивно используются психологические приемы в средствах массовой ин­формации, а в художественных произведениях прямо или косвенно про­пагандируются концепции психологических научных школ и на­прав­лений. Это не только дань моде, но и проявление тенденции пово­рота цивилизации в сторону гуманистических ценностей, к человеку. Сле­довательно, знание основ психологии является обязательной сос­тав­ляющей суммы знаний специалиста с высшим образо­ва­нием. Знание психологии необходимо каждому культур­ному человеку.

С другой стороны, практика показала, что эффективность приме­нения психологических знаний при решении широкого круга узко­про­фес­сиональных задач весьма высока. В этом смысле психология уни­вер­сальна и применима везде, где есть человек, субъект или объект деятельности. При программировании преподавания основ психологии для не­пси­хо­ло­гических специальностей в каждом конкретном случае нужно оп­ре­де­­лить тот необходимый набор знаний, который, с одной стороны, обе­с­­­­печил бы достижение определенного культурного уровня, а с дру­гой - позволил бы решать психологические научно-практические задачи в области профессиональной деятельности будущего спе­циалиста с высшим образованием.

Педагогика сопровождает человека в течении всей его жизни. Педагогика транслирует ценности и идеалы (семейные, личные, национальные,  общечеловеческие) и профессиональные знания. Человек постоянно находится в педагогическом процессе, причем одновременно в трех качествах, -  образовываемого (ученика), образующегося («само»), образователя (учителя) и в трех сферах, -  личностного и семейного жизнеустройства и домостроительства, социального бытия, профессиональной деятельности. Поэтому педагогическая компетентность, которая немыслима без соответствующей психологической, является важнейшей частью личностной компетентности.

Профессиональной деятельности специалиста с высшим образованием органически присущи задачи, как повышения своего собственного профессионального уровня (обучения), так и задачи воспитания, обучения и образования своих подчиненных, которые не могут быть успешно решаемы без соответствующего опыта и знаний.    

Все дисциплины, преподаваемые на кафедре, характеризует эколого-образовательный акцент. Он продиктован тем, что сегодня нельзя рассматривать психологические и педагогические реалии вне контекста экологии.  Личностная компетентность не достижима без компетентности экологической. Причем, если еще в прошлом веке экологическая компетентность, понимаемая в общих чертах как способность личности адекватно воспринимать природное окружение в качестве своего дома, формировалась естественным образом, то сегодня отчуждение человека от природы достигло критического состояния. Сегодня необходимы специальные психолого-педагогические усилия для того чтобы вернуть, а точнее сформировать заново утраченное чувство родства с миром. 

Экологический контекст дает новый ракурс при рассмотрении психологии и педагогики, а также других дисциплин данного блока,  учитывающий тот факт, что все, что происходит у человека в душе происходит не в безвоздушном пространстве, а в реальном природном и социальном окружении, являющимся полноправным субъектом отношений.    

Миссия МНЭПУ состоит в осуществлении экологического образования в широком смысле, то есть не только в подготовке специалистов различного профиля для работы в организациях и фирмах связанных с экологией, но, и главное, в формировании экоориентированной идеологии, экологизации индивидуального и общественного сознания, пропаганде экологического образа жизни, повышении уровня экологических ценностей в ценностной иерархии современного общества.

За научно-методологическую проработку решения этих задач, в определенной степени, отвечает кафедра ЭОП.

При решении текущих педагогические задач экологического образования  перед  коллективом кафедры встает необходимость решения  ряда принципиально новых научных и теоретико-методологических проблем. В частности: проблемы содержания экологического образования в современном мире; определение контуров новой антропологической парадигмы, лежащей в основе экологической образованности; определение места экологических ценностей в ценностной иерархии современного общества; проблема экологии информационных пространств; проблема психологических загрязнений.

Проблема экологического образования находиться в центре проблематики цивилизационного развития, так  как экологическое образование является не только средством  решения экологических проблем (критерий  эффективности -  качество жизни), но и имеет самодостаточную ценность (критерий  эффективности - экологическая образованность Личности). Экологическая образованность является основанием специальных знаний позволяющих добиваться успеха в выбранной профессии и определяет общую  методологию решения конкретных экологических проблем.

Решение экологических проблем всегда сопряжено с преодолением инертности мышления  лиц, от которых зависит принятие административных решений, следовательно, помимо технологического подхода необходимо применение подхода  аксиологического, личностного, подразумевающего использование психологических и педагогических средств.

Образовательная деятельность кафедры направлена на разработку методологии совершенствования и самосовершествования личности специалиста, а также на инициацию осуществления будущим выпускником МНЭПУ эколого-образовательной миссии в жизни и в процессе его профессиональной деятельности.

Экологическое образование -
обретение экологических ценностей – 
гарант личностного роста, личного успеха, 
профессиональной компетентности.

 

 

 
   

 
           TopList            Все образование
Hosted by uCoz