|
|
|
||||||||||||||||||||||||||
ВИРТУАЛЬНАЯ КАФЕДРА
|
Экологический контекст дает новый ракурс при рассмотрении образовательной технологии в целом, и того на чем основывается образование, то есть психологии и педагогики, учитывающий тот факт, что все, что происходит у человека в душе − происходит не в безвоздушном пространстве, а в реальном природном и социальном окружении, являющимся полноправным субъектом отношений. |
Миссия КАФЕДРЫ
состоит в осуществлении экологического образования в широком смысле, то
есть не только в поддержке подготовки специалистов различного профиля для работы в
организациях и фирмах связанных с экологией, но, и главное, в
формировании экоориентированной идеологии, экологизации индивидуального
и общественного сознания, пропаганде экологического образа жизни,
повышении уровня экологических ценностей в ценностной иерархии
современного общества. |
Кафедра осуществляет педагогическую, научную и просветительскую деятельность в сфере экологии, педагогики, психологии, социальных технологий. |
|
При решении задач экологического образования перед
коллективом кафедры встает необходимость постановки ряда
принципиально новых научных и теоретико-методологических проблем. В
частности: проблемы содержания экологического образования в современном
мире; определение контуров новой антропологической парадигмы, лежащей в
основе экологической образованности; определение места экологических
ценностей в ценностной иерархии современного общества; проблема экологии
информационных пространств; проблема психологических загрязнений. |
Экологическое образование находится в центре проблематики цивилизационного развития, так как является не только средством решения экологических проблем (критерий эффективности - качество жизни), но и имеет самодостаточную ценность (критерий эффективности - экологическая образованность Личности). Экологическая образованность становится основанием
специальных знаний позволяющих добиваться успеха в выбранной
профессии и определяет общую методологию решения конкретных
экологических, и не только экологических, проблем. |
Это связано с объективными тенденциями развития цивилизации выражающимися в усилении роли общественных подсистем, ответственных за производство, трансляцию, и работу со знаниями; восприятием качества образованности, как личной собственности и важнейшего элемента «человеческого капитала»; повышением требований к личной и профессиональной компетентности связанных с необходимостью обрабатывать лавинообразно возрастающий информационно-знаниваемый поток; угрозой глобального экологического коллапса, адекватно ответить на которую можно лишь средствами нравственной переориентации всех сфер человеческой жизни; рядом других причин. |
Экологическое образование - |
Если еще в прошлом веке экологическая
компетентность, понимаемая в общих чертах как способность личности
адекватно воспринимать природное окружение в качестве своего дома,
формировалась естественным образом, то сегодня отчуждение человека
от природы достигло критического состояния. Сегодня необходимы
специальные психолого-педагогические усилия для того чтобы
вернуть, а точнее сформировать заново утраченное чувство родства с
миром. |
Психология присутствует в повседневности в различных формах и на различных уровнях. Широко распространились сегодня курсы и тренинги, основанные на высокоэффективных психологических технологиях и психотехниках. Активно используются психологические приемы в средствах массовой информации, а в художественных произведениях прямо или косвенно пропагандируются концепции психологических научных школ и направлений. Это проявление тенденции поворота цивилизации в сторону гуманистических ценностей, к человеку. |
Педагогика сопровождает человека в течении всей его жизни.
Педагогика транслирует ценности и идеалы (семейные, личные,
национальные, общечеловеческие) и профессиональные знания.
Человек постоянно находится в педагогическом процессе, причем
одновременно в трех качествах: образовываемого (ученика);
образующегося («само»);
образователя (учителя) и в трех сферах:
личностного и семейного жизнеустройства и домостроительства;
социального бытия; профессиональной деятельности. Поэтому
педагогическая компетентность, которая немыслима без
соответствующей психологической, является важнейшей частью
личностной компетентности. |
Профессиональной деятельности специалиста с высшим образованием органически присущи задачи, как повышения своего собственного профессионального уровня (обучения), так и задачи воспитания, обучения и образования своих подчиненных, которые не могут быть успешно решаемы без соответствующего опыта и знаний. Отличительной особенностью всего того, что будет происходить на кафедре является присутствие эколого-образовательный акцента. Личностная и профессиональная компетентность не достижима без компетентности экологической. |