|
||||||
О кафедре ЭОП МНЭПУ |
|
|||||
|
|
|||||
Международный независимый
|
|
|||||
|
Кафедра экологического
образования и педагогики ответственна за методическое и методологическое
обеспечение экологического образования в широком смысле. Кафедра осуществляет преподавание
общеуниверситетских дисциплин психолого-педагогического блока.
Как психология, так и педагогика в качестве практики и науки становятся
все более значимыми факторами современной жизни. Это связано с объективными
тенденциями развития цивилизации выражающимися в усилении роли общественных
подсистем, ответственных за производство, трансляцию, и работу
со знаниями; восприятием качества образованности, как личной собственности
и важнейшего элемента «человеческого капитала»; повышением требований
к личной и профессиональной компетентности связанных с необходимостью
обрабатывать лавинообразно возрастающий информационно-знаниваемый поток;
угрозой глобального экологического коллапса, адекватно ответить на которую
можно лишь средствами нравственной переориентации всех сфер человеческой
жизни; рядом других причин. Психология
присутствует в повседневности в различных формах и на различных уровнях.
Широко распространились сегодня курсы и тренинги, основанные на высокоэффективных
психологических технологиях и психотехниках. Активно используются психологические
приемы в средствах массовой информации, а в художественных произведениях
прямо или косвенно пропагандируются концепции психологических научных
школ и направлений. Это не только дань моде, но и проявление тенденции
поворота цивилизации в сторону гуманистических ценностей, к человеку.
Следовательно, знание основ психологии является обязательной составляющей
суммы знаний специалиста с высшим образованием. Знание психологии
необходимо каждому культурному человеку. С другой стороны, практика
показала, что эффективность применения психологических знаний при решении
широкого круга узкопрофессиональных задач весьма высока. В этом смысле
психология универсальна и применима везде, где есть человек, субъект
или объект деятельности. При программировании преподавания основ психологии
для непсихологических специальностей в каждом конкретном случае
нужно определить тот необходимый набор знаний, который, с одной
стороны, обеспечил бы достижение определенного культурного уровня,
а с другой - позволил бы решать психологические научно-практические
задачи в области профессиональной деятельности будущего специалиста
с высшим образованием. Педагогика
сопровождает человека в течении всей его жизни. Педагогика транслирует
ценности и идеалы (семейные, личные, национальные, общечеловеческие)
и профессиональные знания. Человек постоянно находится в педагогическом
процессе, причем одновременно в трех качествах, - образовываемого
(ученика), образующегося («само»), образователя (учителя) и в трех сферах,
- личностного и семейного жизнеустройства и домостроительства,
социального бытия, профессиональной деятельности. Поэтому педагогическая
компетентность, которая немыслима без соответствующей психологической,
является важнейшей частью личностной компетентности. Профессиональной деятельности
специалиста с высшим образованием органически присущи задачи, как повышения
своего собственного профессионального уровня (обучения), так и задачи
воспитания, обучения и образования своих подчиненных, которые не могут
быть успешно решаемы без соответствующего опыта и знаний.
Все дисциплины, преподаваемые
на кафедре, характеризует эколого-образовательный акцент. Он продиктован
тем, что сегодня нельзя рассматривать психологические и педагогические
реалии вне контекста экологии. Личностная компетентность не достижима
без компетентности экологической. Причем, если еще в прошлом веке экологическая
компетентность, понимаемая в общих чертах как способность личности адекватно
воспринимать природное окружение в качестве своего дома, формировалась
естественным образом, то сегодня отчуждение человека от природы достигло
критического состояния. Сегодня необходимы специальные психолого-педагогические
усилия для того чтобы вернуть, а точнее сформировать заново утраченное
чувство родства с миром. Экологический контекст
дает новый ракурс при рассмотрении психологии и педагогики, а также
других дисциплин данного блока, учитывающий тот факт, что все,
что происходит у человека в душе происходит не в безвоздушном пространстве,
а в реальном природном и социальном окружении, являющимся полноправным
субъектом отношений. Миссия МНЭПУ состоит
в осуществлении экологического образования в широком смысле, то есть
не только в подготовке специалистов различного профиля для работы в
организациях и фирмах связанных с экологией, но, и главное, в формировании
экоориентированной идеологии, экологизации индивидуального и общественного
сознания, пропаганде экологического образа жизни, повышении уровня экологических
ценностей в ценностной иерархии современного общества. За научно-методологическую
проработку решения этих задач, в определенной степени, отвечает кафедра
ЭОП. При
решении текущих педагогические задач экологического образования перед
коллективом кафедры встает необходимость решения ряда принципиально
новых научных и теоретико-методологических проблем. В частности: проблемы
содержания экологического образования в современном мире; определение
контуров новой антропологической парадигмы, лежащей в основе экологической
образованности; определение места экологических ценностей в ценностной
иерархии современного общества; проблема экологии информационных пространств;
проблема психологических загрязнений. Проблема экологического
образования находиться в центре проблематики цивилизационного развития,
так как экологическое образование является не только средством
решения экологических проблем (критерий эффективности -
качество жизни), но и имеет самодостаточную ценность (критерий
эффективности - экологическая образованность Личности). Экологическая
образованность является основанием специальных знаний позволяющих добиваться
успеха в выбранной профессии и определяет общую методологию решения
конкретных экологических проблем. Решение экологических проблем всегда сопряжено с преодолением инертности мышления лиц, от которых зависит принятие административных решений, следовательно, помимо технологического подхода необходимо применение подхода аксиологического, личностного, подразумевающего использование психологических и педагогических средств. Образовательная деятельность кафедры направлена на разработку методологии совершенствования и самосовершествования личности специалиста, а также на инициацию осуществления будущим выпускником МНЭПУ эколого-образовательной миссии в жизни и в процессе его профессиональной деятельности. Экологическое
образование -
|
|||||
|
||||||