|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Страница оптимизирована для IE4-5, 600х800 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Международный независимый
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Современные
педагогические технологии высшей школы
Программа
проблемного методологического семинара АННОТАЦИЯКафедра
ЭОП и ФПП МНЭПУ с сентября 1991 года в рамках системы повышения квалификации
ППС будут проводить постоянно действующий проблемный методологический семинар
«Современные педагогические технологии» высшего образования. Цель
проведение семинара
– обмен опытом, повышение квалификации, и выработка новых подходов к повышению
качества учебного процесса, осуществляемого МНЭПУ с учетом его специфики.
Участники семинара в конце учебного года смогут получить свидетельство о повышении квалификации в области педагогики высшей школы, вместе с коллегами обсудить целесообразность применения тех или иных технологий в учебном процессе МНЭПУ, поучаствовать в разработке и адаптации педтехнологий для МНЭПУ, включиться в обсуждение актуальных проблем содержания и формы экологического образования. На семинаре особое значение будет уделено вопросам экологического образования и участию МНЭПУ в проекте открытого (дистантного) образования. Семинар
будет проходить в форме ежемесячных встреч (4-часа) и участия в форуме, созданном
на сайте каф. ЭОП. Расчетный
объем учебной нагрузки – 120 часов. ВВЕДЕНИЕ
Значительное число
педагогов-практиков воспринимают термин «образовательная
технология», ассоциируя
его преимущественно с применением технических
средств обучения. Другая
часто встречающаяся ошибка – термин «технология
обучения» используют как
более модную и современную замену термину «методика
обучения».
Современная образовательная технология давно уже не вписывается в эти узкие рамки, и представляет собой принципиально новое явление. Образовательная
технология,
в современном понимании – это
выстроенная в определенной последовательности и оптимизированная система действий
(операций) субъектов образовательного процесса, ориентированная на эффективное
достижение образовательных целей. ·
Технология – это система,
охватывающая все аспекты образовательного процесса: его цели, содержание,
формы, методы и средства, результат. Все они генетически связаны, взаимозависимы
и взаимообусловлены. ·
Технология предполагает
четко выраженные шаги (технологические операции), каждый из которых представляет
собой микромодель всего образовательного процесса, т.е. имеет свою цель, содержание
и т.д. до результата. ·
Технология предполагает
не только пооперационную разработку действий субъекта-1 (преподавателя), но
и субъекта-2 (учащегося). В этом коренное отличие технологии обучения от методики,
которая, по сути, есть один из компонентов технологии.
·
Технология – это оптимизированная
система. Иными словами, она разрабатывается таким образом, чтобы достичь требуемого
результата с минимально возможными издержками (как финансовыми, так и интеллектуальными).
·
Исследование и разработка
любой образовательной технологии начинается с
определения того, чего мы хотим от обучаемых.
На основе этого формулируются цели, далее конструируется содержание, выстраивается
последовательность действий субъектов, определяется образовательный (сочетание
форм, методов и средств обучения) и контрольный инструментарий.
Таким образом, как сама технология, так и процесс ее разработки представляет собой достаточно сложную комплексную процедуру, требующую немалых интеллектуальных усилий и инвестиций. Все образовательные технологии можно (с достаточной долей условности) разделить на две группы: 1.
Технологии, основанные на традиционных средствах 2.
Технологии, основанные на использовании современных информационно-коммуникационных
средств Их
можно также классифицировать на основании различения: 1.
выполняемых дидактических
функций – заучивание материала,
понимание, развитие когнитивной сферы обучаемых, формирование и развитие навыков,
формирование моделей профессиональной деятельности. 2.
характера осваиваемого
содержания – описания,
символы, фреймы, модели, ситуации и т.д. 3.
характера учебной
деятельности – репродуктивного,
эвристического, творческого. 4.
характера обратной
связи (контроля) – пооперационной, цикловой, когнитивной. 5. степени использования средств обучения – мономедийные, мультимедийные. От высшей школы (ВШ) требуется готовить творческих, мыслящих, профессионально компетентных специалистов, владеющих способами решения профессиональных задач и т.д. Необходимо формировать у будущих специалистов способность пользоваться новой информацией, «ставить ее на службу» своим профессиональным целям. Однако разрыв между этой декларируемой функцией ВШ и применяемыми технологиями представляется разительным. Приведем примеры наиболее популярных и перспективных технологий из каждой группы.
ТЕХНОЛОГИИ, ОСНОВАННЫЕ НА ТРАДИЦИОННЫХ СРЕДСТВАХ·
Догматическая –
это изложение материала преподавателем с последующим запоминанием и
почти дословным воспроизведением ее учащимися. Увы, и сейчас, на рубеже веков, эта технология
имеет довольно широкое распространение, в том числе в российских вузах. ·
Объяснительно-иллюстративная (ОИТ). Ориентирует обучаемых
на понимание материала, объяснение явлений и т.д. Характеризуется
также достаточно широким применением средств визуализации. Я бы сказал, что
в наших вузах господствует именно эта технология. ·
Эвристическая. Иначе – проблемное обучение. Ориентирована
на развитие когнитивной сферы студента и научение решению структурированных
проблем общего плана. Главный недостаток
– большие затраты времени. Эффективна при изучении ряда предметов и/или тем.
Не так уж и распространена (пик – 70-80 годы), в силу стремления преподавателей
к минимизации собственных усилий (подбор учебных ситуаций, разработка алгоритмов
решения и т.д.) ·
Тренинги. Предназначены для отработки серий стандартных
алгоритмизированных навыков. Имеют достаточно
узкую сферу применения. ·
Анализ конкретных ситуаций (АКС, case study). Ориентирована
на выработку аналитических умений и навыков принятия решений в типовых профессиональных
ситуациях. Родилась в Гарвардской школе
бизнеса и до сих пор одна из самых популярных технологий в бизнес-образовании.
Конкуренты Гарварда, правда, говорят, что студенты-гарвардцы, наученные на
АКС, неспособны принимать решения в нестандартных ситуациях и в условиях динамичной
среды бизнеса. ·
Игровая.
Моделирование и проигрывание профессиональных ситуаций. Эта технология
имеет целью формирование оценочно-аналитических навыков, а также навыков поведения
в различных, в том числе нестандартных ситуациях. У
студента формируются как бы двухуровневые действия (инвариантная основа и
вариативная оболочка). Инвариантная основа проявляется в типовых ситуациях,
вариативная часть «работает» в нестандартных и неструктурированных
ситуациях. Различают
деловые, ролевые, организационно-деятельностные, аттестационные и др. игры. ТЕХНОЛОГИИ, ОСНОВАННЫЕ НА ИСПОЛЬЗОВАНИИ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ СРЕДСТВ ·
Программированное обучение. Наиболее «древняя» из этой
группы. Направлена на усвоение (запоминание) хорошо структурированных и логически
выстроенных фреймов, сопровождающихся пошаговым контролем и подкреплением.
В ее рамках создавались специальные
программированные учебники, машины и целые классы, оснащенные автоматизированными
рабочими местами преподавателя и учащихся.
Не оправдала надежд, поскольку человеческий мозг оказался не таким
дискретно мыслящим и обрабатывающим информацию органом, как изначально предполагал
Берт Скиннер (один из плеяды классиков бихевиоризма и отец программированного
обучения). Сейчас в чистом виде практически не применяется. ·
Группа технологий, основанная на применении компьютеров. За
рубежом используется термин Computer Based Technologies – CBT. Поскольку
он короче и «технологичнее», будем использовать его. СВТ
предполагают, что ряд преподавательских функций берет на себя ПК: представление
информации сообщающего, справочного и иллюстративного плана, динамическая
визуализация содержания, представление упражнений и тестов, ведение учета
и т.д. Разумеется, СВТ более эффективны в комбинациях с другими технологиями,
особенно с АКС игровыми и тренинговыми.
Классический пример последнего – авто, авиа и др. тренажеры, где с помощью
ПК максимально близко моделируется дорожная или иная ситуация. ·
Мультимедийные технологии. Технологии, основанные на
комплексном применении современных
средств обучения. Задействуются и ПК,
и различные видеопроекторы, особенно компьютерные оверхеды, аудиовизуальные
средства и т.д. Короче, все в соответствии с «золотым правилом дидактики»
Яна Амоса Коменского: «Чем больше органов чувств участвует в познании, тем
более оно эффективно». ДИСТАНТНОЕ ОБУЧЕНИЕ.
В целом же, говорить том, что они «новые» должны заменить «старые» технологии бесперспективно. Так или иначе, новые, базируются на старых и эффективны только в разумных сочетаниях. К новым в полном смысле слова технологиям можно отнести те, которые основаны на каких-то новых, и совсем уж нестандартных принципах усвоения материала. Ну, например, суггестопедия («внушение» знаний), «методика 25 кадра», гипнопедия (обучение во сне и/или под гипнозом) и подобное. В заключении приведем таблицу, в которой, на основе мирового опыта представлено сочетание приведенных технологий с направлениями и видами подготовки специалистов. Речь идет о том, какая технология наиболее полно проявляет свой потенциал при подготовке тех или иных специалистов.
Технология
эффективна тогда, когда она реализуется от А до Я. ТЕМАТИЧЕСКИЙ
ПЛАН
ФОРМА
ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ Проблемный
методологический семинар будет проходить в форме периодических (раз в месяц)
очных встреч, самостоятельного изучения материалов размещаемых на странице
семинара (eop.narod.ru/met-ind.html), поиска материалов по заданной тематике
в Internet, дистантного участия в Internet – форуме, организованном
на сайте кафедры. По
завершению цикла обучения предполагается выполнение и защита выпускной работы,
представляющей собой проект разработки и внедрения педагогической технологии
ориентированной на повышение эффективности преподавания в МНЭПУ той дисциплины,
которую читает данный преподаватель. ОЧНЫЕ ЗАНЯТИЯ будут совмещать
в себе лекционные, семинарские, тренинговые и дискуссионные формы работы.
На лекциях продолжительностью
от 1 до 4 академических часов участники семинара будут знакомиться
с основными направлениями развития ПТ. Для чтения лекций предполагается привлекать
ведущих специалистов в этой области, как из числа сотрудников МНЭПУ, так и
из сторонних организаций.
На семинарах продолжительностью от 1 до 4 академических часов участники семинара будут обмениваться опытом, и приобретать практические навыки проектированияПТ.
На тренингах участники семинара
будут осваивать новые для них сферы деятельности. Например, научаться работать
в телекоммуникационной среде.
Дискуссии будут посвящены
проблемным вопросам
ПТ.
ЗАНЯТИЯ,
ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЕ С ПОМОЩЬЮ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ СРЕДСТВ, будут проводиться в
формах: Изучение
материалов,
размещенных на WEB-странице семинара. Периодически, организаторы семинара
будут размещать необходимую информацию по ПТ. Эта информация будет включать
конспекты будущих лекций, планы семинарских занятий и дискуссий. Выдержки
из источников. Аннотированные ссылки на ресурсы Internet подобной тематике.
Учебные задания. Работы участников семинара. Internet-форум
подразумевает постоянное
включение участников в процесс обсуждения тематики семинара. По результатам
обсуждения будет оцениваться телекоммуникационная активность участников, и
формироваться FAQ по ПТ. Предполагается,
что для участия в работе форума
будут приглашаться коллеги из других вузов и кафедр. В частности, есть договоренность
с каф. экспериментальной и прикладной педагогики
МЭСИ. Самостоятельная работа в Internet будет заключаться в поиске ресурсов по актуальной тематике, публикации в сторонних форумах, налаживанию связей и контактов со всеми заинтересованными в данных проблемах, созданию собственных WEB-страниц. Кроме того, самостоятельная работа будет заключаться в разработке собственного проекта ПТ для своего курса применительно к МНЭПУ. Эта работа будет рассматривать, как выпускная УЧАСТНИКИ
СЕМИНАРА Предполагается
три возможных формы участия в семинаре.
Следует отметить, что поскольку семинар будет носить не только учебный, но и проблемно-постановочный характер возможно совмещение роли преподавателя и слушателя в одном лице. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||