Новиков П.М., Зуев В.М.
Опережающее профессиональное
образование:
Научно-практическое пособие.
– М.: РГАТиЗ. 2000 – 266 с.
Кто мудро избегает бедствия,
Умея видеть наперед
Дел совершаемых последствия.
Руми Джалалетдин, персидский поэт, XIII век
Основные тенденции развития мировой цивилизации выявляют все большую значимость человека как активного субъекта формирования самого себя и условий своей жизнедеятельности. Системное взаимодействие законов природы и общества, результаты этого взаимодействия в пространственных, временных, деятельностных координатах в различных сочетаниях и взаимосвязях имеют глубокую альтернативность. Именно это обстоятельство требует от человека осознания объективности наличия многовариантных решений на любом уровне их обоснования и реализации. Необходимость подобного подхода усиливается, если вариант решения связан с воздействием на систему, включающую разнородные элементы, пока еще мало, а порой и вообще несопоставимые и по сущности, и по формальным признакам: нравственные, технические, экономические и т.п.
Поэтому сама методология познания и деятельности по существу должна являться прогностической и одновременно гуманистической, так как конечная значимость выбора во многом зависит от духовности человека, его системы ценностей. Подобная методология должна формироваться в процессе такого образования, включая профессиональное, которое развивает способности личности действовать в режиме постоянного опережения существующего состояния и предстает, прежде всего, как личностно значимое, отвечая сущностной потребности человека в познавательной активности, обеспечивая готовность его к самосовершенствованию, самоактуализации, социально-профессиональной мобильности.
Однако само понятие “опережающее профессиональное образование”, связанная с ним терминология не имеют пока достаточной определенности.
Вместе с тем усиливаются тревожные симптомы того, что человек и общество в целом зачастую не осознают необходимость такого образа мышления и действия, а это чревато возможными разрушительными последствиями на микро- и макро-уровнях различных сфер жизнедеятельности, особенно производственной.
Во многом это является следствием недостаточности ориентации профессионального образования на формирование духовного мира человека как личности, его мировоззрения, понимания им своей роли и места в социуме, в производстве, во взаимоотношениях с окружающей природной средой, а также последствий своей деятельности. В свою очередь, сказанное связано с имеющим место и сейчас репродуктивным характером преподнесения человеку знаний (в виде завершенной системы), с развившимися ранее технократическими ориентирами профессионального образования, общей теоретической и практической неразработанностью вопросов его опережающей функции.
Необходимость нахождения путей решения этих проблем обоснована в Федеральной программе развития образования, где определено, что “главная цель программы – развитие системы образования в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности и в качестве одного из факторов экономического и социального прогресса общества на основе провозглашенного Российской Федерацией приоритета образования” [161, 6] .
В связи с этим требуется изменение парадигмы профессионального образования, выведение его на иной качественный уровень на основе значительного расширения рамок рассмотрения и решения проблем образования с позиций всего комплекса наук о человеке, о путях развития его как субъекта и объекта действия. При этом следует иметь в виду и то обстоятельство, учитываемое авторами книги, что образованию в принципе присуща процессуальность.
Последние годы хотя и характеризуются усилением внимания к проблемам профессионального образования со стороны ряда наук (философии, социологии, экономики, физиологии, психологии, педагогики и др.), исследователи в каждой научной области подходят к определению целей и содержания профессионального образования со своих позиций, акцентируя внимание на различных его аспектах. Одни подчеркивают необходимость обеспечения функциональной грамотности, готовности к свободной ориентации в новых социально-экономических условиях; другие – необходимость гуманизации образования, трак-туя ее как поворот к личности, ее потенциальным возможностям и потребностям; третьи ратуют за гуманитаризацию образования как предпосылку духовного развития личности и т.д. При этом идеи активизации обучения, проблемного, развивающего обучения, другие современные направления дидактики достаточно разработаны, однако их реализация на практике или но-сит фрагментарный характер, или не дает ожидаемого эффекта из-за того, что общая парадигма образовательного процесса остается во многом неизменной.
Нахождение путей изменения данной парадигмы связано как с дальнейшими глубокими исследованиями самого профессионального образования, так и с использованием всего упомянутого выше комплекса наук о человеке в аспекте необходимости усиления направленности профессионального образования на опережающее развитие личности.
Решение поставленной проблемы связано с поисками и определением путей разрешения ряда противоречий, из которых наиболее значительными являются:
– качественно новый характер значимости личности во всех сферах жизни общества и неадекватное отражение этого в функционировании профессионального образования;
– объективное наличие многовариантных решений во всех сферах деятельности и недостаточное осознание необходимости, умения произвести выбор оптимального из них, формируемые в процессе профессионального образования;
– необходимость постоянного творческого, инновационного подхода к реализации задач, возникающих в процессе трудовой деятельности и недостаточное развитие в процессе профессионального образования умения выполнять это требование;
– необходимость прогностической оценки последствий принимаемых решений, понимания ответственности за них и недостаточное развитие в процессе профессионального образования гуманистически ориентированного, прогностического образа мышления и деятельности;
– недостаточная социальная и профессиональная адаптивность работника, не соответствующая требованиям современного производства, и слабый учет этого фактора в деятельности системы профессионального образования.
Нахождение путей разрешения указанных и других противоречий предполагает необходимость решения ряда задач, поставленных авторами книги:
– выявить тенденции изменения роли и места человека в современных и складывающихся условиях социума, экономики, производства с точки зрения его активной роли как их субъекта;
– исследовать условия и причины наличия у человека потребностей и способностей к приобретению знаний и использованию их в режиме активного мышления и активной деятельности;
– исследовать систему профессионального образования с позиций ее соответствия задачам развития у человека знаниевой активности, формирования гуманистически ориентированного, инновационного, преобразующего интеллекта и способностей к его деятельностной реализации;
– обосновать пути совершенствования основных составляющих непрерывного профессионального образования (содержания, процесса и результата) с целью развития его функций по формированию личности человека как творческого, активного работника.