Новиков П.М., Зуев В.М.
Опережающее профессиональное образование

П В G1 1 2 3 G2 4 5 6 7 G3 8 9 10 11 З L I

Новиков П.М., Зуев В.М.
Опережающее  профессиональное образование:
Научно-практическое пособие.
– М.: РГАТиЗ. 2000 – 266 с.

ГЛАВА 3.
Человеческий фактор
в современных социально-экономических
условиях

  <<    ^^    >> 


 

10. Профессиональное обучение безработных граждан
и незанятого населения

На основе предлагаемого нами определения опережающего профессионального образования можно сказать, что степень, полнота его проявления может меняться в зависимости от среды, в которой осуществляется само профессиональное образование. Мы отмечали, что при профессиональном обучении безработных граждан и незанятого населения развитие достаточного минимума знаний определяется условиями, присущими первой (первоначальное профессиональное образование) и второй (внутрифирменное обучение) образовательным ситуациям, а также конкретной социально-экономической и производственной средой. В этом случае возможность динамической адаптации личности с позиций опережающего профессионального образования принимает решающее значение, поскольку отдельная личность формируется и развивается далеко не адекватно изменениям среды, происходя щим в условиях быстрых и качественных преобразований социума.

Эта образовательная ситуация представляет собой другой “срез” профессионального образования, который до последнего времени практически не был в нашей стране объектом внимания ни в теоретическом, ни в практическом аспектах.

Хотя справедливости ради надо сказать, что в 20-е годы и в начале 30-х годов профессиональное обучение безработных граждан получило определенное развитие. При Центральном институте труда (ЦИТ) были созданы курсы, на которых только в 1925–1926 годах из 1500 обучившихся по рабочим профессиям почти половина была направлена инструкторами в фабрично-заводские училища и профтехшколы. Это свидетельствовало о достаточно высоком уровне подготовки выпускников. В 1931 году на краткосрочных курсах ЦИТ было обучено более 77 тысяч человек из числа безработных.

В ЦИТе были сформированы методические стандарты – методологические документы, являющиеся основой аналитических исследований и разработок применительно к любой отрасли промышленности. Удалось создать не только новые программы, но и предложить особую постановку самого учебного процесса. Исследования и метод ЦИТ не получили затем дальнейшего развития в нашей стране по различным причинам.

Проблему профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения, равно как и проблему первоначального профессионального образования, внутрифирменного обучения работников, нельзя рассматривать в отрыве от политики занятости.

Так, среди основных задач государственной политики на рынке труда, определенных Федеральной целевой программой содействия занятости населения Российской Федерации на 1998–2000 годы, выделим развитие кадрового потенциала путем совершенствования системы обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации кадров. Эта задача напрямую связана с реализацией опережающего профессионального образования.

Политика занятости должна исходить из самого фактора функционирования рынка труда, охватывая широкий спектр проблем как занятого, так и незанятого населения. Политика занятости должна быть активной и прежде всего включать меры: “1) обеспечивающие повышение конкурентоспособности работников, гибкости и динамизма рабочей силы, более адекватной по своей профессионально-квалификационной структуре технологическим потребностям производства и структуре спроса на рынке труда; 2) инициирующие спрос на рабочую силу как со стороны частного, так и со стороны государственного секторов; 3) поощряющие развитие мелкого предпринимательства и самозанятости” [44, 9 ].

Одним из основных направлений, инструментов активной политики занятости во всех экономически развитых странах признается профессиональное образование в целом и профессиональное обучение безработных в частности.

План действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000–2001 годы (Раздел “Трудовые отношения и занятость населения”) предусматривает введение эффективных механизмов профилирования безработных, осуществление мер в области активной занятости населения [см. 122].

За последние три–четыре года появились исследования, разработки, связанные с организацией и управлением, содержанием обучения, информационным и научно-методическим обеспечением, организационно-педагогическими и экономическими аспектами профобучения безработных граждан и незанятого населения. Однако следует сказать, что в современной отечественной литературе исследования в этой области еще не стали адекватными объему самой проблемы профобучения безработных.

Основные положения опережающего профессионального образования проходили через Концепцию профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения [см. 68]. Концепция стала важным теоретическим шагом для формирования деятельности службы занятости в области профессионального обучения этой категории населения.

Среди основных направлений политики в области профессионального обучения в Концепции выделялось, во-первых, удовлетворение в нем потребностей безработных граждан путем предоставления им широкого спектра услуг в выборе профессии, специальности и возможностей участия в эффективных программах обучения и, во-вторых, оказание услуг работодателям и гражданам в области опережающего профессионального обучения. Здесь особо отметим, что термин “опережающее профессиональное обучение” наиболее распространен в системе службы занятости, но по сравнению с нашим пониманием опережающего профессионального образования диверсифицируется и имеет несколько иной, более узкий смысл. Этот вопрос будет рассмотрен несколько позже.

В основу Концепции закладывался ряд принципов, из которых, исходя из цели нашей книги, представляют интерес следующие:

программно-целевой подход к различным социальным группам населения;

модульный принцип формирования содержания обучения, многовариантность и гибкость форм, методов и средств обучения;

опережающий характер обучения, способствующий сокращению периода вынужденной безработицы.

Из Концепции вытекали четыре главных вывода:

1. Профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения становится важнейшим направлением активной политики занятости, направленной, и это принципиальный момент, прежде всего непосредственно к самому человеку, идущей от его образовательных интересов и потребностей.

2. Система профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения является одним из звеньев непрерывного образования, не подменяющим, а дополняющим существующие подсистемы профессионального образования (начального, среднего, высшего, дополнительного).

3. Общая стратегия службы занятости в части профессионального обучения строится на комплексном использовании прежде всего существующих образовательных структур, на их конкурсном отборе с учетом перестройки учебного процесса для обучения взрослого населения, а также на оптимальном развитии сети собственных учебных центров.

Подчеркнем, что эти выводы во многом были использованы для постановки и решения государственных задач, нашедших свое отражение в Федеральных целевых программах содействия занятости (1995 г., 1996–1997 гг., 1998–2000 гг.), в создании системы профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения. Сейчас можно утверждать, что эта система функционирует и состоит из трех основных преемственных компонентов:

– соответствующего набора профессиональных образовательных программ;

– сети профессиональных образовательных учреждений, включая учебные центры службы занятости, реализующих эти программы;

– органов управления (органов по вопросам занятости, органов управления образованием) и подведомственных им организаций.

Вместе с тем, в современной социально-экономической ситуации актуальным становится проведение такой государственной политики, которая бы позволила обеспечить развитие человеческих (трудовых) ресурсов, кадрового потенциала государства, адекватных перспективным потребностям общественной практики. Поэтому назрела необходимость новой редакции Концепции, которая явилась важным стратегическим документом, ведущим замыслом по дальнейшему развитию профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения и была одобрена коллегией Минтруда России 22 июня 1999 г. [см. 74].

Остановимся на некоторых особенностях новой редакции Концепции. В соответствии с ней, государственную политику в области профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения следует формировать и проводить в контексте состояния и тенденций развития системы образования, общероссийского и территориальных рынков труда. При этом особенность указанного обучения заключается в следующем.

С одной стороны, это неотъемлемая составная часть всей системы непрерывного образования. Отсюда вытекает приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности, свобода и плюрализм в образовании, что определено Законом Российской Федерации “Об образовании”. Эти положения развиты в Федеральной программе развития образования [см. 161]. Здесь отмечается, что основная цель Программы – развитие системы образования, прежде всего в интересах формирования творческой личности и как одного из факторов экономического и социального прогресса общества на основе провозглашенного Российской Федерацией приоритета образования.

С другой стороны, профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения детерминировано рядом основных факторов, определяющих особенности российского рынка труда. Речь идет о продолжающемся уменьшении общего количества экономически активного населения, росте горизонтальной “профессиональной миграции” между отраслями народного хозяйства, неадекватности структуры и качества профессионального образования кадров потребностям рынка труда, превышении численности выбывающих с предприятий и организаций кадров над численностью принимаемых работников, активизации процесса высвобождения работников. Особо следует выделить проблему несоответствия предложений рабочей силы по профессионально-квалификационной структуре требованиям работодателей, в том числе несоответствия предложения и спроса на рынке труда по профессиям, специальностям, требующим высокого уровня квалификации работников, а также несоответствия образовательных потребностей личности спросу на рынке рабочей силы в условиях жесточайшего дефицита средств.

Поэтому главной целью профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения является повышение их конкурентоспособности с целью трудоустройства посредством предоставления им различных образовательных услуг на основе согласования потребностей личности, работодателей и прогнозов развития рынка труда.

Согласование указанных потребностей и прогнозов является крайне сложной проблемой, требующей гибкого, вариативного подхода. Это зависит от многих факторов, в частности, от уровня безработицы, ее видов и типов в каждом конкретном регионе.

В Концепции выделены основные принципы на которых базируется профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения:

– подход к профессиональному обучению как к интегративному процессу, включающему в себя как приобретение обучающимися знаний, умений и навыков, так и осуществление с ними профориентационной работы, оказание им психологической поддержки;

– преемственность обучения с имеющимися образовательным потенциалом и навыками трудовой деятельности граждан;

– формирование адекватного требованиям рынка труда содержания обучения, широкое внедрение современных эффективных технологий обучения;

– тесное взаимодействие органов по вопросам занятости со всеми социальными партнерами в области профессионального обучения.

Проблема профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения рассматривается в аспекте движения рабочей силы в виде высвобождения работников, принимающего характер различных видов безработицы.

В новой редакции Концепции впервые ставится задача адекватности содержания, форм и технологий профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения качественным характеристикам различных видов безработицы. В этом аспекте можно говорить об упреждающей (превентивной) направленности самой Концепции и здесь заключается одна из важных особенностей ее новой редакции. Этот вопрос будет далее рассмотрен подробнее.

В Концепции отмечается, что для реализации задач профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения важное значение будет иметь дальнейшее развитие взаимодействия органов по вопросам занятости с органами управления образованием, разработка и внедрение профессиональных стандартов (мы ранее рассматривали этот вопрос), требований к профессиям, специальностям, должностям, их взаимосвязь с государственными образовательными стандартами. Естественно, что полностью снять рассогласование между образовательными стандартами и профессиональными стандартами практически невозможно. Поэтому профессиональное обучение безработных граждан, имея свою специфику, требует иных подходов к построению содержания, выбору технологий и организационных форм обучения.

Содержание профессионального обучения безработных граждан должно:

– отражать требования конкретного производства, учитывать профессиональные стандарты, территориальные и местные особенности;

– учитывать государственные образовательные стандарты, соотношение их федерального и регионального компонентов;

– учитывать интересы и индивидуальные особенности, образовательный и производственный опыт обучаемых;

– обеспечивать получение уровня квалификации, адекватного требованиям рынка труда.

Технологии обучения должны быть интенсивными и максимально индивидуализированными, учитывать накопленный про­фессиональный и жизненный опыт безработных. Предусматривается широкое внедрение в образовательный процесс модульного и дистанционного обучения, средств мультимедиа, дифференциации и индивидуализации профессионального обучения, обеспечивающих его высокое качество и эффективность.

В Концепции четко определен спектр образовательных услугкоторые могут быть предоставлены безработным гражданам и незанятому населению, систематизирован соответствующий понятийный аппарат.

Основу управления системой профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения составляет программно-целевой метод, опирающийся на рациональное распределение полномочий и функций на федеральном и территориальных уровнях.

Целевые программы профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения должны быть составными частями территориальных и Федеральной целевых программ содействия занятости населения и одновременно тесно увязаны с соответствующими программами развития образования.

Управление системой профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения осуществляется также посредством механизма финансирования целевых программ обучения с учетом состояния и прогнозов российского рынка труда и на основе скоординированного и целенаправленного взаимодействия органов по вопросам занятости, управления образованием, работодателей и органов исполнительной власти.

Оставаясь открытой для внесения изменений и дополнений, Концепция призвана активизировать общественный интерес к проблемам профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения и их трудоустройства, показать основные направления решения этих проблем.

Продолжая анализ проблемы обучения безработных граждан с позиций опережающего профессионального образования, мы рассмотрим ее в аспекте взаимосвязи с качественными характеристиками безработицы.

Многочисленные отечественные и зарубежные исследования причин и последствий безработицы показали ее неоднородность. Качественно безработица характеризуется следующими своими видами [см. 129]:

1. Естественная безработица (фрикционная, институциональная, добровольная).

2. Искусственно низкая безработица.

3. Вынужденная безработица: открытая (технологическая, структурная, региональная, циклическая) и скрытая.

Мы считаем, и это нашло отражение в новой редакции Концепции профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения, что содержание и технологии профессионального обучения должны быть адекватны качественным характеристикам безработицы.

Естественная безработица характеризуется оптимальным для экономики резервом рабочей силы, способной быстро совершать межотраслевые и межрегиональные перемещения в зависимости от колебаний спроса и потребностей производства, поэтому здесь профессиональное обучение незанятого населения в той или иной мере соответствует потребностям работодателей в рабочей силе. Вместе с тем, роль профессионального обучения не может быть пассивной. Оно должно формировать у потенциального безработного готовность к смене работы, к возможным межотраслевым и межрегиональным подвижкам, настраивая его на активный поиск работы. При этом подразумевается, что профессиональное обучение адекватно специфике соответствующего вида безработицы.

Каковы же эти взаимосвязи при фрикционной, институциональной и добровольной безработице?

Фрикционная безработица охватывает лиц наемного труда, находящихся в процессе перехода на новое место работы. Этот вид безработицы отличается довольно низкой продолжительностью. В этом случае требование кардинального переобучения незанятых не выдвигается, поскольку их профессионально-квалификационные показатели соответствуют требованиям рынка труда и вид (род) деятельности, по сути, не меняется. Для их адаптации к новому месту работы требуется чаще всего лишь кратковременная, узкая профессиональная коррекция имеющихся знаний, умений и навыков (профессиональная специализация).

Вместе с тем, неудовлетворенность трудом или условиями труда при прочих равных условиях является свидетельством определенного “сбоя” в предыдущей подготовке человека, что обусловливает – при наличии спроса на его труд – ситуацию неполного соответствия выполняемой работы его намерениям, интересам, способностям и возможностям реализации. Исследования показывают, что причины возникновения фрикционной безработицы чаще всего имеют глубинный характер. Во многих случаях неудовлетворенность будущей профессией, специальностью и местом работы начинает закладываться еще в период обучения при получении первоначального профессионального образования.

В качестве превентивного действия целесообразно осуществлять систему мер по профессиональной ориентации учащихся и студентов на тех стадиях образовательного процесса, когда начинается специализация. Здесь как раз возникает ситуация, когда имеется возможность согласовать, сблизить интересы и потребности как будущих специалистов, так и работодателей. В данном случае требуется корректировка прежде всего содержательного аспекта профессионального обучения, что может сократить количество переходов с работы на работу. При этом следует отметить, что изменения в содержании и технологиях профессионального обучения окажут косвенное влияние на уровень и продолжительность безработицы.

На наш взгляд, в содержании и организации профессионального обучения незанятого населения в этом случае должен быть сделан акцент на выявление причин “сбоев”, их смягчение, нивелирование или ликвидацию. Для этого необходима четко продуманная система входного тестирования, по результатам которого формируется содержание дополнительного профессионального обучения.

В этом случае основные требования к организационным формам и технологиям обучения – гибкость и индивидуальный подход. Наиболее эффективным механизмом реализации этих требований является блочно-модульное структурирование содержания обучения. Особенное внимание следует уделять открытым (гибким) формам его организации и интенсивным технологиям.

Институциональная безработица – следствие снижения трудовой активности населения, на которую отрицательно влияют некоторые механизмы, действующие на рынке рабочей силы, в частности, чрезмерная социальная защита и высокие ставки налогов. Данный вид безработицы не требует специфических содержания, форм и технологий профессионального обучения незанятого населения. Обучение же может оказывать влияние, хотя и опосредованное, на этот вид безработицы, поскольку является одним из методов активизации потенциала безработного, повышающих его мотивацию.

Здесь особое внимание следует обратить на профессиональную ориентацию и соответствующую направленность обучения. Необходимы взаимосвязанные действия всех специалистов службы занятости, занимающихся организацией профессионального обучения и профессиональной ориентации незанятого населения. При этом важно подчеркнуть, что эффективность процесса профессионального самоопределения человека в значительной степени определяется согласованностью его психофизиологических возможностей и требований профессиональной деятельности, способностью личности к профессиональному развитию, наращиванию индивидуальной профессиональной компетентности, оптимальному построению своей профессиональной карьеры, что более подробно рассматривалось во второй главе книги.

Подходы к профобучению в случае добровольной безработицы аналогичны тем, о которых говорилось применительно к институциональной.

При искусственно низкой безработице , являющейся следствием государственной политики, направленной на достижение полной занятости, когда государство чрезмерно вмешивается в рыночные процессы, профессиональное обучение незанятого населения может служить достаточно эффективным механизмом ее реализации. Однако, этот тезис требует дополнительного анализа и исследования.

Широкое поле деятельности в плане адаптации содержания и процесса профессионального обучения незанятого населения представляет открытая вынужденная безработица , включающая, как отмечалось выше, несколько разновидностей.

Технологическая безработица обусловлена научно-техничес­ким прогрессом, который не только высвобождает рабочие места, но и создает новые, тем самым, в итоге, увеличивая занятость. Этот вид безработицы требует адекватного изменения содержания и технологий профессионального обучения. В условиях наукоемкого, высокотехнологичного производства избыточным, в первую очередь, оказывается труд низкой квалификации.

Постоянно возникающие противоречия по поводу опережения профессиональных требований производства к имеющему потенциалу работника, порождаемые ускоряющимся научно-техническим и социально-экономическим прогрессом, к его гражданским и профессиональным качествам являются одним из показателей недостаточности (а порой и серьезных просчетов в содержании, организационных формах и технологиях) общего и профессионального образования, полученного ранее работником. У него зачастую отсутствует достаточно прочная фундаментальная подготовка, способствующая динамичной самоадаптации к условиям и изменяющимся требованиям производства; темпам внедрения в него научных знаний; действия вектора усиления умственного, творческого компонента труда, постоянного расширения поля деятельности.

Именно в этом направлении целесообразно разрабатывать содержание, формы и технологии профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения. Даже при краткосрочном его характере нельзя забывать хотя бы о частичном восполнении пробелов в знаниях основ наук, общепрофессиональных знаниях, если мы не хотим превратить безработного в “вечного студента”. Кроме того, содержание обучения должно отражать перспективные новации общественной практики и, в частности, общественного производства. Следовательно, мы опять приходим к достаточному минимуму знаний (ядру и его оболочке)

Данный вид безработицы также требует соответствующих форм и технологий обучения, и среди всего их многообразия сегодня, по нашему мнению, наиболее перспективными для этой категории населения являются интенсивные технологии обучения и дистанционная форма его организации. Таким образом, речь идет об опережающем обучении безработных граждан (при соответствующей мотивации их профессионального развития) как диверсификации опережающего профессионального образования в этой образовательной ситуации.

Структурная безработица также вызвана научно-техническим прогрессом и зачастую тесно переплетается с технологической безработицей. Последствиями НТП являются не только технологические изменения производственных процессов, но и масштабные подвижки в отраслях производства и социосфере, структурные преобразования в экономике: сокращение и свертывание традиционных отраслей общественного производства, появление новых. В.А. Похвощев справедливо отмечает: “Избежать структурной безработицы невозможно. Она весьма болезненна с социальной точки зрения. При структурной безработице спрос и предложение рабочей силы в целом могут соответствовать друг другу, а несоответствие наблюдается между требуемой квалификацией рабочей силы и наличной ее квалификацией” [129, 54 ]. Иными словами, этот вид безработицы возникает в ходе развития технологического вытеснения рабочей силы и связан с несоответствием профессионально-квалификационной структуры высвобождаемых работников требованиям производства.

В отличие от “фрикционных” безработных, которые сразу могут продать свои умения и навыки, “структурным” безработным требуется трансформация образовательно-профессиональ­ного потенциала, квалификации.

Под трансформацией квалификации понимается разновидность профессиональной адаптации, основная возможность для безработных граждан и незанятого населения, а также высвобождаемых работников быстро приспособиться к складывающейся новой инфраструктуре экономики, региональному рынку труда.

Трансформация квалификации происходит в ходе профессионального обучения и включает (в частности, на уровне начального профессионального образования) следующие направления:

повышение квалификации по имеющейся профессии (рабочей специальности);

овладение новой специальностью (специализацией) в рамках имеющейся профессии – расширение профиля;

овладение новой для работника профессией на основе уже имеющейся – перепрофилирование, повышение уровня профессионального образования, овладение новыми профессиями, потребность в которых обусловлена переходом к рыночной экономике;

овладение новой профессией (рабочей специальностью) без учета предшествующего профессионального опыта [см. 42; 44].

Принципиально важным здесь представляется следующее. Структурные сдвиги, органически присущие рынку труда, ставят с объективной необходимостью задачу получения такого профессионального образования, которое уже само по себе было бы достаточным для постоянного профессионального роста, профессиональной мобильности, восприятия нового, готовности к изменениям, способности принимать решения.

Такое профессиональное образование, такое образовательное развитие личности дает ей возможность как минимум не отставать от динамично изменяющихся требований реального внедрения научных знаний в производство, а как максимум – опережать существующую в каждый момент востребованность знаний путем, как мы подчеркивали в первой главе книги, собственной познавательной активности, умения пользоваться уже имеющимся образовательным потенциалом. Прежде всего, это должно достигаться за счет опережающего профессионального образования в нашем понимании и трактовке этого понятия с позиций достаточного минимума знаний в части возможных вариантов трансформации ядра знаний и его оболочки. В связи с этим еще раз подчеркнем необходимость развития социального партнерства при разработке государственного образовательного стандарта и, особенно, его фундаментальной составляющей.

Региональная безработица формируется под воздействием исторических, демографических, экономических и прочих обстоятельств. Неравномерность развития отдельных регионов вызывает дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы в этих регионах. В ряде случаев именно профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения может решить тупиковые проблемы. От него требуется гибкое приспособление к специфике региональной безработицы, построенное на соответствующем анализе и спланированных действиях. Региональные программы профобучения безработных граждан и незанятого населения должны являться составной частью как региональных программ содействия занятости населения, так и региональных программ развития образования.

Введение региональных компонентов государственных образовательных стандартов может, в известной мере, способствовать снижению и гибкому регулированию этого вида безработицы. Органам по труду и занятости необходимо участвовать в формировании содержания региональных компонентов стандарта. Владея материалами мониторинга региональных рынков труда, рабочей силы, динамикой их изменения, вопросами спроса и высвобождения, они могут более объективно участвовать совместно с органами управления образованием и другими заинтересованными партнерами в определении необходимых специальностей, специализаций, блоков содержания образования, требуемых в данном регионе. Причем, именно с помощью региональной составляющей стандарта можно (если на федеральном уровне это в известной степени упущено) попытаться еще более сблизить и совместить образовательные интересы, потребности личности и производства (работодателя), переходя от подготовки к рабочему месту – к ключевым квалификациям (по Д. Мартенсу, А. Шельтену) и формированию так называемых экстрафункциональных качеств личности (например, коммуникабельности).

Опережающее профессиональное образование выходит в этом случае на региональный уровень его диверсификации.

Циклическая безработица , возникает как результат падения спроса на рабочую силу и роста ее предложения. Она также может быть смягчена путем профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения.

Этот вид безработицы затрагивает основную массу работников низкоквалифицированного массового труда, а также часть специалистов высококвалифицированного труда, вытесняя тех из них, которые по своим профессиональным качествам являются относительно более “слабыми”. Необходимой становится массовая доподготовка и переподготовка высвобождающихся работников, обучение их профессиям, специальностям, видам деятельности, во многом не совпадающим с их базовым профессиональным образованием, т.е. речь идет о реализации этого направления трансформации квалификации. В этом случае при разработке содержательной части программ должен учитываться опыт использования блочно-модульного подхода, организационных форм и технологий обучения взрослых безработных граждан.

Так, на уровне начального профессионального образования особое внимание следует уделять получению дополнительных, смежных, совмещенных профессий, позволяющих работать в период вынужденной безработицы. Формирование содержания обучения в этом случае может осуществляться по принципу группировки профессий с учетом сложности, преемственности основной и смежной профессий, общеобразовательного уровня, стажа работы человека и т.д. В настоящее время в связи с сокращением государственной формы хозяйствования как безусловно приоритетной, с его штатной номенклатурой профессий, требуется пересмотр понятий “смежных”, “совмещенных”, “родственных” и т.п. профессий.

Скрытую вынужденную безработицу также можно в некоторой степени нейтрализовать с помощью профессионального обучения, если дифференцированно подходить к обучаемому контингенту. Лиц, отчаявшихся найти работу и не регистрирующихся на биржах труда, может мотивировать возможность получить новую после переобучения. Людям, занятым неполную рабочую неделю или работающим не в полную меру своих способностей, можно предложить курс по гибким, открытым, дистанционным формам, позволяющим приобрести другую профессию без отрыва от работы и места жительства.

Завершая анализ этого аспекта проблемы профобучения безработных граждан и незанятого населения, отметим, что его содержание, организационные формы и технологии необходимо рассматривать во взаимосвязи со спецификой того или иного вида безработицы, характерного для данного города, региона.

Перейдем теперь к рассмотрению содержания термина “опережающее профессиональное обучение”, который, как мы отмечали, стал употребляться в системе государственной службы занятости, а в последнее время – и в системе внутрифирменного профессионального обучения работников.

На государственном уровне этот термин нашел свое отражение в ряде документов. В Законе Российской Федерации “О занятости населения в Российской Федерации” (статья 26) сказано о возможности полной или частичной компенсации органами службы занятости затрат работодателям на опережающее обучение граждан, высвобождаемых из организаций, в целях обеспечения их занятости.

В Федеральной программе содействия занятости населения в Российской Федерации на 1995 год опережающее переобучение и переподготовка работников, находящихся под угрозой увольнения, входят в основные задачи и приоритеты государственной политики в этой области. Здесь же в разделе “Профессио­нальное обучение безработных граждан и незанятого населения” предполагается содействовать предприятиям и другим организациям в проведении опережающего профессионального обучения высвобождаемых работников в целях их последующего трудоустройства на вакантные и новые рабочие места.

В аналогичной правительственной программе на 1996–1997 годы практически этот же текст помещен в раздел “Внутри­производственное обучение”, а в программе на 1998–2000 годы (раздел “Развитие качества рабочей силы как составной части развития человеческих ресурсов”) говорится о поддержке и организации опережающего обучения работников, находящихся под риском увольнения в условиях массового высвобождения.

Важно отметить, что когда мы говорим о высвобождаемых работниках, тем более о массовом высвобождении, то речь по сути идет об очень важной государственной проблеме, которая требует специального рассмотрения в экономическом, социальном, психологическом, педагогическом и других аспектах. Кроме того, когда мы идем от высвобождения (т.е. от личности), а не от спроса (т.е. от работодателя, производства), то это соответствует гуманистическому, а не утилитарно-практическому подходу.

Под опережающим профессиональным обучением высвобождаемых работников понимаются “мероприятия органов службы занятости, проводимые совместно с предприятиями, учреждениями, организациями, профсоюзными органами по содействию в обучении и трудоустройстве указанных работников до наступления срока расторжения ими договоров с работодателями. Опережающее профессиональное обучение проводится в целях сокращения периода вынужденной безработицы, увеличения вероятности трудоустройства высвобождаемых работников после обучения и должно способствовать смягчению социальной напряженности на рынке труда” [101, 147 ].

В нормативных документах ФСЗ России и затем Минтруда России подчеркивается, что опережающее профессиональное обучение может проводиться в том числе и для трудоустройства высвобождаемых работников на новых рабочих местах (производствах) внутри данного предприятия путем перераспределения рабочей силы. Отмечается, что опережающее профессиональное обучение высвобождаемых работников проводится в связи с предполагаемым массовым их высвобождением, перепрофилированием предприятий, учреждений, организаций, их структурных подразделений, полной и частичной остановки производства или иными случаями высвобождения.

Определяющим признаком опережающего профессионального обучения в правовом аспекте является то, что оно, подчеркнем еще раз, осуществляется до расторжения трудовых отношений с работником, т.е. опережает его высвобождение и выход на внешний или внутренний рынок труда.

Не менее важным признаком является то, что обучение должно проводиться по профессиям и специальностям, ориентированным на перспективные потребности рынка труда. При этом условии опережающее профессиональное обучение выполняет одну из своих важнейших функций – обеспечивать конкурентоспособность высвобождаемых работников на рынке труда. В этом смысле термин “опережающее профессиональное обучение” может быть применен к любой категории высвобождаемых работников и безработных граждан.

Как показывают исследования НИИ труда Минтруда России, одной из основных задач опережающего профессионального обучения, в комплексе с такими мероприятиями, как сохранение экономически целесообразных и создание новых рабочих мест в перспективных отраслях и производствах, является снятие угрозы массовой безработицы. При этом на сферу профессионального обучения возлагаются новые, не свойственные ей ранее, функции. Эта сфера призвана решать широкий круг новых социально-экономических задач (сохранение и развитие кадрового потенциала предприятий; аккумуляция резерва рабочей силы; обеспечение временной занятости; сокращение периода вынужденной безработицы и др.). Столь сложные задачи могут быть эффективно решены на основе тесного взаимодействия различных заинтересованных сторон: органов по труду и занятости, работодателей и работников, местной администрации, органов управления образованием.

При необходимости учебные центры службы занятости также могут реализовывать функцию межфирменных профессиональных образовательных учреждений, обеспечивать рабочей силой внешний рынок спроса на кадры, осуществляя опережающее профессиональное обучение для различных категорий высвобождаемых работников. Здесь тесно могут переплетаться цели, содержание, формы и технологии обучения, используемые при внутрифирменном обучении кадров с теми, которые характерны для профобучения безработных граждан и незанятого населения. Поэтому опережающее профессиональное обучение в педагогическом аспекте понимается как “процесс обучения, предшествующий формальному сокращению высвобождаемых работников, и результат этого процесса” [44, 147 ]. С позиций нашего понимания опережающего профессионального образования главной задачей такого обучения должно быть повышение профессиональной мобильности, конкурентоспособности высвобождаемых работников на рынке труда, освоение новой техники и технологии, основ рыночной экономики, предпринимательской деятельности и т.д. с учетом их личных образовательных интересов и потребностей, роли и места человека, человеческого фактора в современной экономике, производстве, что было рассмотрено нами в первой главе книги.

Вышесказанное целесообразно учитывать при разработке региональных программ профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения.

Мы показали ранее направления трансформации квалификации работника на примере начального профессионального образования. Если же рассматривать весь набор, спектр возможных вариантов профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения, то это будет достаточно объемная картина. С позиций содержания обучения речь идет о профессиональной подготовке, о всех уровнях профессионального образования (начального, среднего, высшего), о всех видах дополнительного профессионального образования специалистов (повышении квалификации, профессиональной переподготовке, стажировке). С позиций организации этого обучения речь идет о профессиональных образовательных учреждениях всех типов, видов и форм собственности, включая учебные центры службы занятости, о системе внутрифирменного обучения.

Поэтому, когда мы употребляем обобщенный термин “профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения”, то в каждом конкретном случае нужно четко представлять суть его содержания.

Речь может идти, например, о получении безработным инженером второго высшего образования – педагогического (учитель физики и математики) путем переподготовки. Тот же безработный инженер может впервые получить как начальное профессиональное образование (профильное или непрофильное для него), так и требуемую профессию (рабочую специальность) путем краткосрочной профессиональной подготовки. Тот же безработный специалист с высшим техническим образованием путем одного из направлений дополнительного образования – профессиональной переподготовки – может получить возможность для выполнения нового для него вида профессиональной деятельности, например, менеджмента или маркетинга.

Это представляется весьма существенным моментом, так как, с одной стороны, за юридически правильным названием вида обучения (образовательной услуги) следует взаимосвязанная последовательность: содержание и сроки обучения, его стоимость, вид документа об окончании обучения, правильная запись в нем и, в целом, определенная социальная защищенность человека как в части дальнейшей трудовой деятельности, так и при выходе на пенсию. С другой стороны, исследуемое нами свойство профессионального образования – опережающее профессиональное образование – проявляется в этой образовательной ситуации аналогично его проявлению при первоначальном профессиональном образовании и внутрифирменном обучении с учетом диверсификации, прироста и развития достаточного минимума знаний, их ядра и его оболочки, трансформации квалификации, оптимального выбора и сочетания, многовариантности технологий обучения.

Проведенный анализ типовой учебно-программной документации, применявшейся ранее в различных регионах для профобучения безработных граждан, прежде всего по рабочим профессиям, позволил установить [см. 84]:

– методология составления учебно-программной документации не ориентирована на реализацию опережающего профессионального образования, не учитывает качественных характеристик различных видов безработицы, специфику различных направлений профессиональной деятельности и ориентирована в основном на профессии технического профиля;

– содержание учебных планов и программ, не отвечает, как правило, задачам интенсификации, дифференциации, индивидуализации и вариативности профессионального обучения безработных граждан;

– учебно-программная документация не ориентирована на вариативность организации образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей и желания обучаемых, не предусматривает возможности (отметим это особо) самостоятельного изучения отдельных учебных разделов, тем и курсов.

В то же время изучение литературы по проблемам профобучения безработных граждан за рубежом позволяет выделить ряд ключевых позиций, определяющих его содержание.

Например, в Швеции учебный план индивидуален, он основывается на прежнем опыте и компетенции безработного, а также исходит из того профиля компетентности, который ожидается у безработного по окончании обучения. В этой стране под компетентностью понимается «совокупность знаний, умений и навыков, общекультурного и эстетического багажа личности с учетом имеющейся по полученному образованию квалификации и опыта работы. “Профиль компетентности” – вышеназванное в аспекте требований регионального рынка труда» [132, 98 ]. Иными словами, учебный план – это фиксированное различие между уже существующей компетенцией безработного и необходимой ему для получения нового рабочего места. Учебный план основывается на модулях, то есть состоит из более мелких структурных единиц данного документа. Модули в среднем рассчитаны на одну неделю обучения, но это зависит от темпа обучения конкретного учащегося. Каждый модуль имеет четко выраженную цель и четко выраженное содержание, чтобы все обучаемые, центр занятости и будущие работодатели точно знали, что выпускники будут знать и уметь после прохождения модуля.

На протяжении всего срока обучения между обучаемым, персоналом AmuGruppen (государственной организацией профессионального обучения) и центром занятости осуществляется постоянная взаимосвязь по коррекции содержания учебного плана и входящих в него модулей. План может быть пересмотрен во времени (добавлен, продолжен или снят тот или иной модуль). Учебный план становится динамичной частью самого образовательного процесса.

При таком построении содержания обучения безработные изучают то, что им нужно, то есть учитываются их образовательные интересы и потребности, мотивируется высокая степень самообучения. Учебные планы, построенные на модулях, намного проще изменять и обновлять. Конкретному человеку также проще повысить свою компетенцию, ориентируясь на такие планы, поскольку они соответствуют принципу непрерывного профессионального образования. Наконец, обучение, построенное на модульной системе, усиливает его эффективность и экономичность, так как предоставляет возможность приступить к учебе в любое время. В результате, как считают в Швеции, профессиональное обучение безработных “становится более эффективным, экономичным, повышается интеллектуальный уровень каждого обучаемого, он развивается как личность и тем самым повышает свою ценность для общества” [132, 110 ]. На этом примере мы видим, как при профобучении безработных граждан делается серьезная попытка совместить интересы личности и производства, работодателя.

На основе требований Концепции профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения, отечественного и зарубежного опыта определения содержания обучения этой категории граждан был предложен и во многом реализован следующий ряд последовательных мер и действий [см. 42; 84; 85; 158]:

– определен на федеральном уровне и приведен в соответствие с требованиями образовательных стандартов перечень профессий, пользующихся устойчивым спросом на рынке труда;

– предусмотрена двухуровневая технология проектирования содержания обучения, обеспечивающая, с одной стороны, учет требований стандарта профессионального образования, а с другой – вариативность по отношению к личным потребностям граждан и региональной (местной) специфике производственной среды, к требованиям работодателей;

– осуществлен научно-обоснованный отбор содержания обучения на основе квалификационных (профессиональных) характеристик с учетом специфики различных сфер профессиональной деятельности и прогноза их развития;

– сформулированы дифференцированные цели обучения для объективной оценки уровня усвоения учебного материала, активизации самостоятельной работы обучаемых;

– сформированы учебные планы и программы на основе блочно-модульной структуры содержания обучения, которая позволяет организовывать образовательный процесс как по традиционной (предметной) форме, так и по учебным модулям в зависимости от цели профессионального обучения безработных граждан.


[1] Опережающее образование: гипотезы и реалии. М., 1996.

[2] Здесь и далее цифры в скобках обозначают порядковый номер источника в списке литературы и его страницу, а также другие опознавательные обозначения.

[3] Подчеркнем, что в данном случае мы не и меем намерения “уточнять и углублять” автора цитируемой книги, просто мы формулируем свою позицию в этом вопросе.

[4] Pruis – первичное, предшествующее. ( лат . – Примеч. авт .)

[5] Семантически термин “опережать” многозначим. В различных языках он имеет как сходное, так и различное толкование. Но нам наиболее близким (в контексте изложенного выше) видится смысл этого слова, представленный в испанском языке: опережать ( adelantar ) – прогрессировать, эволюционировать, продвигаться вперед к лучшему состоянию.

<<    ^^    >> 

Hosted by uCoz