Новиков П.М., Зуев В.М.
Опережающее профессиональное образование

П В G1 1 2 3 G2 4 5 6 7 G3 8 9 10 11 З L I

Новиков П.М., Зуев В.М.
Опережающее  профессиональное образование:
Научно-практическое пособие.
– М.: РГАТиЗ. 2000 – 266 с.

  <<    ^^    >>


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог рассмотрения круга проблем, связанных с опережающим профессиональным образованием, можно сформулировать следующие выводы.

1. В процессе исторического развития человечества им сформирована сложная социумная структура, определяемая понятием “цивилизация”. Цивилизация (в любой трактовке этого понятия) формируется активным, поисковым путем мышления и деятельности человека. При этом важно объективное наличие вектора направленности человека на непрерывное поступательное движение по формированию самого себя и своей жизненной среды на основе расширения и постоянного приращения знаний, использования их в режиме инноваций, то есть в режиме формирования будущего состояния.

2. Человеку как живой системе свойственны, с одной стороны, глубинная адаптационная предрасположенность к существующей и меняющейся ситуации, а с другой – выход за ее пределы. Человек испытывает потребность, необходимость и имеет возможность создавать мысленные, желаемые им образы будущего состояния всех сторон жизни на базе врожденной способности к высшей форме мышления – опережающему мышлению, к проектированию и прогнозированию, опережающему отражению действительности. Развитие и прирост всех направлений жизнедеятельности человека происходят не иначе как путем “преступания” граней, выхода из круга уже познанного, достигнутого – в неизвестное – на основе способностей активного восприятия мира, мышления и деятельностной реализации его результатов в режиме опережения реальных, базисных состояний знания, мышления и самих результатов деятельности.

3. Одним из фундаментальных условий существования и развития человеческого общества являются экономика, производство, трудовая деятельность человека. В настоящее время возрастает востребованность работников, обладающих активным, преобразующим, гуманистически ориентированным интеллектом и способностями к его деятельностной реализации, понимающих объективность наличия многовариантных решений и важность прогностической оценки возможных последствий их выбора. Это вызывает необходимость такого профессионального образования, которое способствует развитию у будущего работника соответствующих качеств, имеет направленность не только на сегодняшний день, но и в будущее.

4. Целевая функция профессионального образования – его опережающая направленность – не имела бы объективного характера и поэтому не могла бы имманентно реализовываться, если бы само образование не обладало системообразующим существенным свойством опережения, которое определено нами как “опережающее профессиональное образование”.

5. Основными признаками опережающего образования как свойства образования являются:

– объективный характер и имманентная присущность профессиональному образованию;

– всеобщность действия и проявления во всех аспектах профессионального образования, в том числе – социально-педаго­гическом, дидактическом, организационно-управленческом;

– специфичность проявления на каждом уровне профессионального образования, в каждой образовательной ситуации.

6. Понятие “опережающее профессиональное образование” является видовым по отношению к родовому понятию “опере­жающее образование”. Опережающее профессиональное образование содержит признаки указанного родового понятия, но имеет видовое отличие, обусловленное известным разночтением самих базовых терминов “образование” и “профессиональное образование”. Понятие “опережающее профессиональное образование” является дальнейшим логическим совершенствованием, развитием и уточнением понятия “профессиональное образование”, а затем и понятия “непрерывное профессиональное образование”.

7. Опережающее профессиональное образование эффективно проявляется при условии оптимального сочетания каждой из основных, определенным образом построенных, составляющих образования:

– содержания – путем формирования достаточного минимума знаний, представленного устойчивым их ядром и подвижной оболочкой (раскрытых в профессиональных образовательных программах), что является первым основным условием активизации проявления опережающего профессионального образования;

– образовательного процесса – путем выбора технологий и форм обучения, направленных прежде всего на развитие умения самостоятельно добывать и непрерывно приращивать знания, что является вторым основным условием активизации проявления рассматриваемого свойства;

– результата – прежде всего в виде умения пользоваться знаниями в инновационном режиме, прогностического способа моделирования деятельности, социальной и профессиональной адаптивности работника.

8. Объем и структура ядра знаний должны формироваться таким образом, чтобы составлять единый фундамент подготовки работников широкого профиля, обуславливая соответствующее построение государственных образовательных стандартов и профессиональных образовательных программ. Это предполагает необходимость преодоления существующей чрезмерной дробности профессий и специальностей подготовки рабочих и специалистов, при которой происходит перегрузка программ основного профессионального образования знаниями, входящими в оболочку ядра и являющимися переменными. Такой подход даст возможность более последовательной и полной преемственности отдельных уровней профессионального образования, даст возможность повысить обоснованность построения образовательных программ.

9. Полнота, степень и интенсивность проявления опережающего профессионального образования могут меняться за счет диверсификации основных составляющих образования (содержания, процесса, результата) на различных его уровнях и образовательных ситуациях, а также в зависимости от условий среды, в которой осуществляется само профессиональное образование. Это позволяет разработать целостную диагностико-прогностическую модель профессионального образования, действующую в режиме опережения, в условиях реализации его опережающей функции.

10. Проявление опережающего профессионального образования будет более результативным, если во всех образовательных ситуациях непременным его атрибутом явится углубленная профориентация, способствующая активизации профессионального самоопределения человека и его адаптации в меняющихся условиях производственной среды. В этом случае профессиональное самоопределение выступает как дополнительное условие активизации проявления опережающего профессионального образования, которое, в свою очередь, становится важнейшим условием реализации права личности на самоопределение, что обеспечивается расширением возможностей выбора варианта своей деятельности. В случае, когда рассматриваются профессиональные, жизненные, личностные перспективы человека во всей их целостности и сложности, опережающее профессиональное образование уже само может выступать как условие профессионального, жизненного и личностного самоопределения.

11. Целесообразным представляется дальнейшее исследование данной проблемы, более детальное рассмотрение опережающего профессионального образования:

– с позиций личности, работодателя (производства), рынка труда, самой системы профессионального образования;

– с позиций рассмотрения в качестве субъекта опережающего професссионального образования не только личности, но и социальной общности (социальной группы), несущей возможности его реализации, и прежде всех педагогических работников;

– в аспекте различных предметных областей научного знания – педагогики, психологии, экономики, социологии, философии и др.;

– во взаимосвязи и взаимодействии с другими существенными свойствами и категориями профессионального образования;

– с позиций совершенствования формирования ядра знаний и их оболочки в профессиональном разрезе, повышения степени преемственности образовательных программ по всем уровням непрерывного профессионального образования.

<<    ^^    >>

Hosted by uCoz